Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление.
Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Рабочая программа Дополнительного образования «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 7 класс. Подробнее
Рабочая программа Дополнительного образования «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 11 класс. Подробнее
Рабочая программа Дополнительного образования «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 9 класс. Подробнее
Рабочая программа Дополнительного образования «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1-4 класс. Подробнее
Банк заданий
https://fg.resh.edu.ru/;
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
https://sdo.edu.orb.ru/index.php.
Документы
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Приказ департамента образования и науки Брянской области №1306 от 14.09.2021 года "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году" Приложение
Приказ Управления образования администрации Брянского района №240-п от 24.08.2021 года "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году"
Муниципальный план функциональной грамотности
Информация по функциональной грамотности для использования в практике школ
Разработка методических материалов МБОУ "Супоневская СОШ №2"
Приказ №4/48-п от 01.09.2021 г. МБОУ "Снежская гимназия" Брянского района "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся".
Приложение №1 к приказу №4/48-п от 01.09.2021 г. "План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021/22 учебный год"
Дополнительная информация
Памятка "Как повысить функциональную грамотность учеников"
Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы (Методическое пособие для педагогов)
Вебинар «Марафон по функциональной грамотности с Яндекс.Учебником
7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников
Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах
Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?
Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности
Конференция «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике»
Конференция «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых инструментов»
Конференция «Формирование метапредметных умений у российских школьников на базе цифровых образовательных сервисов»
Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности