Доступная среда

 

 

 

 

 

Доступная среда

 

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

 Примерная раскладка десятидневного меню для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждений Брянского района на весенне-летний период на 2020-2021 уч.год. Подробнее

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Подробнее презентация

МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района вошла в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда".

Одной из задач является формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. Идея доступности среды стала и одной из важнейших задач модернизации системы образования. В  Федеральном  законе «Об образовании в Российской Федерации», сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют равные со всеми права на образование.

Д.А.Медведев, Председатель Правительства РФ: «Дети-инвалиды наравне со всеми должны получать хорошее и современное образование, быть максимально вовлечёнными в культурную, образовательную, а также спортивную жизнь. Это поможет им интегрироваться в общество, раскроет их потенциал, и, конечно, это в целом должно менять отношение самих людей к людям с ограничениями по здоровью». Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если  окружающая  среда  будет  абсолютно доступна  для  инвалида,  он  сможет пользоваться важными жизненными благами наравне  со  всеми.

Доступная среда - это совокупность условий и требований, прежде всего, к создаваемой человеком окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная иинженерная инфраструктура), позволяющей беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию.

На сегодняшний день в Снежской гимназии созданы специальные условия для обучения детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Какие специальные условия созданы в гимназии на сегодняшний день?

 

1. Архитектурная доступность образовательного учреждения:

При входе в здание гимназии установлены пандусы и поручни: в новой пристройке установлен пандус подъемник, в старом здании установлены поручни и переносные дорожки.

 Имеется система вызова помощника (как в пристройке, так и в старом здании). Она предназначена для дистанционного вызова помощника (сотрудника гимназии) при любых затруднениях или вопросах.

·     Информационные табло

·     Контрастная маркировка, противоскользящие покрытия

·     Звуковые маяки и информаторы

·     Расширенные дверные проемы

·     Лифт (в новой пристройке)

·     Санитарные комнаты (в пристройке на каждом этаже, в старом здании на первом этаже).

·     Адаптированная мебель (специальные регулируемые парты, специализированный стул для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, кресло-коляска).

 

2. Коррекционно-развивающая оснащенность:

·     Сенсорная комната

·     Кабинет педагога-психолога

·     Кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

3. Сенсорная комната: это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органызрения, слуха, обоняния, осязания ивестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой он не только расслабляется, но и получает новые представления, новые ощущения, заряжается позитивной энергией. Проводимые в сенсорной комнате занятия способствуют полноценному развитию личности ребенка, профилактике отклоняющегося поведения; помогают преодолевать барьеры общения; позволяют улучшить самочувствие, тем самым, создать основу для усвоения больших объемов информации; снимают эмоциональное напряжение; успокаивают и способствуют улучшению концентрации внимания; развивают произвольность движений и поведения; представляют собой современные технологии воспитания детей дошкольного возраста.

Наполняемость:

·     Сухой бассейн (удовлетворяет потребность детей в гармоничных движениях, стимулирует поисковую и творческую активность, снижает уровень психоэмоционального напряжения)

·     Применяется сухой бассейн для релаксации. Он полезен абсолютно для всех детей. Сухой бассейн – идеальное приспособление для игры с детьми, которые не умеют плавать. Шарики обеспечивают тактильные ощущения. Тело в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию. Такое воздействие способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения и коррекции уровня тревожности. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве.

·     Панно «Звездное небо» (световое изображение космоса) -  важная составляющая интерактивной среды  сенсорной комнаты. При взаимодействии с панно у ребенка возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд. Панно используют в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психоэмоционального и мышечного напряжения.

 

Напольные сенсорныедорожки (представляют собой цепочку, состоящую из различных поверхностей, отличающихся по  текстуре и материалу. Способствуют координации движения, развитию внимания, а также профилактике плоскостопия).

     Сенсорная или тактильная дорожка представляет собой цепочку, состоящую из различных поверхностей, отличающихся по  текстуре и материалу. Ходить по ней желательно чистыми босыми ногами. В процессе игры будет тренироваться координация движения, внимание, а также профилактика плоскостопия (массаж ножек) и закаливание.

А так же  развитие:

·         рецепторов стопы;

·         координации движения;

·         мыслительной деятельности;

·         речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;

·         произвольного внимания.

 

·     Модуль «Пузырьковая колонна» (служит для активизации зрительного восприятия, способствует эмоциональному расслаблению, стимулирует тактильные ощущения)

·     Предназначение: усталость, стрессы, переживания – все это негативно сказывается на нашем здоровье нервных клетках. С помощью воздушно пузырьковой колонны можно расслабиться и забыть о проблемах и заботах. Воздушно-пузырьковая колонна прекрасно подходит для украшения интерьера зоны релаксации. Множество пузырьков, которые поднимаясь вверх, создают динамичную, захватывающую и в то же время умиротворяющую картину.

·     Фиброоптический душ (предназначен длярелаксации, снятия стресса и расслабления).Дополнительный визуальный эффект создает закрепленное в основании зеркало - глядя вверх, Вы увидите свое отражение в окружении фиброоптических волокон. Фиброоптический душ идеально использовать для релаксации в сочетании со спокойной музыкой или сказками для детей.

·     Тактильно-развивающая панель «Лабиринт» (стимулирует у детей не только тактильные навыки, но и развивает внимательность и ловкость, игровую терапию, зрительную и звуковую стимуляцию).Представляет собой фрезерованный деревянный диск в форме спирали, в котором расположены разноцветные шарики. Шарики скрыты под прозрачным акриловым стеклом. При вращении шарики двигаются внутри лабиринта.

·     Световой стол для рисования песком (предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения, игровой терапии).

·     Преимущества песочного рисования: Рисование сразу двумя руками, что свойственно природе человека… Руки чувствуют форму, как при лепке. Рисование двумя руками развивают оба полушария мозга. Руки расслаблены, а не зажаты в кулак, как при карандаше. Море тактильных ощущений+включается двигательная память + впечатление от светящегося столика+ музыкальной сопровождение - гармонично действует на человека и задействуют все органы (слышу, вижу, осязаю…). Динамическое рисование песком — это создание истории, развитие фантазии и воображения. Создание песочной истории не только в уме, но и руками — как никогда лучше развивает речь!!

·     Пособие «Pertra» (задействуются все когнитивные процессы ребенка: зрительные, тактильные и кинестетические восприятие и память, непроизвольное и произвольное внимание, мыслительные процессы, речь; формируются содружественные движения глаз и руки).

Успешно используется педагогами, психологами, логопедами, дефектологами для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

С помощью данного комплекта можно работать с вниманием, речью, памятью и фантазией ребенка.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОМПЛЕКТ ПСИХОЛОГА ПЕРТРА

Это семь выдвижных ящиков, в которых находятся разнообразные детали – пластины, фигурки людей, машинки, бусины разных цветов и размеров и т. д., необходимые для упражнений коррекционного и развивающего типов. Сами ящики, или игровые наборы, располагаются в стеллаже на колесиках, сделанном из натурального дерева. Кроме того, в комплект психолога Пертра входят две доски-основы, где можно размещать элементы из игровых наборов. Также прилагаются методические рекомендации.

Расскажем подробнее о каждом из игровых наборов.

 

ИГРОВОЙ НАБОР № 1 «ПРОСТРАНСТВО НА ПЛОСКОСТИ»

 

Дошкольник или школьник из класса коррекции при работе с данным набором учится правильно ощущать пространство и ориентироваться в нем, узнает, как объекты располагаются в пространстве, а также какие виды линий существуют: в этом ему помогут детали-пластины с разнообразными узорами на них. Ребенок может строить дороги при помощи тех же самых пластин, а потом на них двигать фигурки людей.

 

 

ИГРОВОЙ НАБОР № 2 «УПОРЯДОЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ»

С помощью данного набора развивается аналитическое мышление: ребенок может сортировать фигуры по цвету, размеру, форме и строить из них пирамиды. Помимо этого, он может выполнять задания, связанные с математическими понятиями, например, определить, каких фигур больше – квадратов или треугольников?

 

 

 

ИГРОВОЙ НАБОР № 3 «ОДИНАКОВОЕ И РАЗНОЕ»

Назначение данного набора – научить ребенка видеть сходство или непохожесть предметов. Входящие в этот комплект элементы различаются по цвету, форме и размеру. Дошкольник или школьник из класса коррекции учится классифицировать предметы по разным параметрам и сравнивать их. Кроме того, во время занятий с данным набором у ребенка развивается устная речь (если он вслух объясняет, по какому признаку сортируются детали комплекта).

 

 

ИГРОВОЙ НАБОР № 4 «ПРОСТРАНСТВО И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ»

Во время занятий ребенок узнает, что существуют двумерные и трехмерные фигуры, учится при конструировании соотносить их размеры. У малыша развивается мелкая моторика рук.

 

 

 

ИГРОВОЙ НАБОР № 5 «ОТ КАРАКУЛЬ К КАЛЛИГРАФИИ»

Ребенок строит и прокладывает дороги из различных пластин, входящих в набор. Кроме этого, он при помощи магнитной палочки передвигает шарик или фигурку по получившейся «трассе». При этом развиваются координация движений и моторные навыки, которые пригодятся при овладении навыками письма.

 

 

 

ИГРОВОЙ НАБОР № 6 «ОТ ХВАТАНИЯ К СХВАТЫВАНИЮ»

Для того чтобы ребенок освоил различные хватательные движения, используется данный набор. Также при занятии с этим комплектом развивается и навык счета: малыш может посчитать, каких фигур больше или меньше.

 

 

 

 

ИГРОВОЙ НАБОР № 7 «НАЧАЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ»

Этот набор используется, чтобы ребенок научился сравнивать цифры, определять количество, выполнять самые простые вычисления. Кроме того, педагог с помощью данного комплекта может наглядно объяснить дошкольнику или школьнику из класса коррекции, что такое число и множество.

 

 

 

С помощью комплекта психолога Пертра педагог сможет разработать индивидуальные задания для каждого ребенка в соответствии с его психофизиологическими особенностями.

 

·     Развивающие панно: «Лесные птицы», «Домашние птицы» (развитие умений сравнения, обобщения, развитие речи, мышления, памяти).

·     Музыкальные инструменты специализированные музыкальные инструменты фирмы Джекосделаны из высококачественного дерева, покрыты безопасными нетоксичными красками, развивают творческие и музыкальные способности ребёнка).

·     Мягкие пуфы. Позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистерольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.

·     3Д кинотетр.

 

Оборудование для учащихся с нарушенной функцией слуха:

·     Слухоречевые тренажеры (предназначеныдля проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия,отработки ритмико-интонационной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими различную степень потери слуха).Тренажер обеспечивает широкополосное 2-х канальное усиление звуковых сигналов, поступающих с микрофонов ученика и преподавателя.

·     Информационные (индукционные) системы (обеспечивает передачу звукового сигнала с микрофона, на слуховые аппараты пользователей).

·     Акустические системы (позволяют проводить лекции, совместные мероприятия и выступления для людей с нормальным и нарушенным слухом одновременно, служат для создания хорошей слышимости для всех групп учащихся).

 

Оборудование для учащихся с нарушенной функцией зрения:

·     Электронные видеоувеличители (самый современный способ чтения для слабовидящих людей. С их помощью человек сможет прочесть даже самый мелкий и неразборчивый шрифт).

·     Читающая (сканирующая) машина (для прослушивания плоскопечатных текстов).

·     Аудиотехника  (тифлоплеер - устройство для чтения «говорящих книг», которое отличается привлекательным и удобным дизайном, легкостью в использовании и надежной работой. Усовершенствованный синтезатор речи, грамотное и четкое звучание позволит прослушивать книги и музыку с удовольствием. Имеет удобные дополнительные функции; калькулятор).

·     Конструктор для создания рельефных графиков, схем, планов (для коррекционной работы по пространственной ориентировке с детьми со сниженным зрением. Прибор состоит из пластин (полей построения), магнитных элементов (фигур), магнитных полос и металлических скобок. Все содержимое прибора находится в ячейках пластмассового футляра.

·     Планшет для рельефного рисования и черчения (прибор используется для  подготовки чертежей, карт, тренировки личной подписи, рисования и т.д.).

·     Настольные игры  (тексурированное домино - представляет собой адаптированный для использования незрячим ребенком вариант детского домино с картинками. Домино состоит из 28 фишек, на поверхности которых варьируется комбинация из 7 различных текстур и цветов. Игра развивает тактильное восприятие и логическое мышление. Ребенок должен находить половинки карточек не с одинаковыми рисунками, а с похожими на ощупь поверхностями. Материал – дерево; шахматы, шашки,домино).

 

Оборудование для учащихся с нарушенной функцией опорно-двигательного аппарата:

·     Клавиатура (облегчает навигацию и набор текста для слабовидящих благодаря цветовым контрастным решениям клавиш).

·     Джойстик (для управления курсором вместо компьютерной мыши).

·     Кнопка компьютерная (дополнительным модулем, исполняющим роль выносной кнопки компьютерной мыши).

·     Ресирвер «Адапт» (предназначено для обеспечения беспроводного подключения к компьютеру устройств, таких как: джойстик, клавиатура, роллер и др.).

 

4. Кабинет педагога-психолога.

В гимназии 3 кабинета, предназначенные для работы педагогов-психологов.

Кабинеты оборудованы развивающим коррекционным комплексом Тимокко. Это уникальная разработка, оснащенная видеоуправлением, помогающая решать проблемы школьной неуспешности, гиперактивности, ЗПР, моторной неловкости, а также используемая в коррекции алалии, РДА, ЗПР.

Тимокко содержит 50 игр, каждая из которой развивает важные для обучения навыки, хотя ребенок не подозревает об этом, выполняя игровые задачи с помощью ярких перчаток-шариков, надетых на руки.

      Имеется методический инструментарий, необходимый в работе педагога-психолога. Кроме стандартного набора методической литературы есть комплекс диагностических комплектов и методик «Иматон», которые призваны решать множество задач в областях индивидуального психологического консультирования, диагностики интеллектуальных и творческих способностей и особенности личности.

       

5. Кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

В гимназии также есть логопедический кабинет общей площадью 15 кв.м. В кабинете предусмотрено рабочее место педагога, 4 рабочих места для подгрупповой работы и 1 место для индивидуальной работы.

Основное назначение логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Наполнение кабинета соответствует задачам коррекционной работы с детьми. Он оснащён доской настенной одноэлементной, которая необходима для работы с учащимися. Также имеется компьютер, который используется непосредственно в работе с детьми. Кроме классических упражнений и игр, установлена специализированная лицензированная компьютерная технология «игры для Тигры». Принцип работы основывается на интерактивном общении ребёнка и компьютера с использованием микрофона.

Незаменимым помощником логопеда является оригинальное зеркало с отверстием. В данном оборудовании всё решено гениально просто. С одной стороны ребёнок видит себя в зеркале, а с другой стороны- он видит вживую правильную артикуляцию педагога. Зеркало сделано из акрила, оно лёгкое, его не   возможно разбить.

Также в своей работе логопед использует музыкальные инструменты фирмы Джеко, которые помогают развивать фонематический слух, формировать целенаправленный выдох.

Имеется так называемый «Логопедический чемоданчик», разработанный Акименко. На самом деле это очень объёмный комплекс обследования, включающий компьютерную программу и набор методических материалов. Процедура обследования проводится за компьютером, фиксируя все ответы в программе. Вся информация сохраняется и обрабатывается автоматически.

Таким образом, использование в работе педагога современных информационных технологий и нестандартного специализированного оборудования открывает новые возможности в обучении детей.

Рациональное и поэтапное введение в образовательный процесс новых технологий позволяет повысить его качество и усилить интерес учащихся к познанию окружающей действительности.

 

Жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется.


 

Создана горячая линия по вопросам обеспечения условий  доступности объектов и услуг в сфере образования для инвалидов

 

   Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей информирует, что в целях оказания консультационной поддержки по вопросам выполнения мероприятий в соответствии с приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", организовано консультирование в режиме горячей линии по телефону: 8-800-700-73-99.


 

Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. http://fgosreestr.ru

 

Приказ 04.09.2015 г № 286-п "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений муниципальной ОО и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому на территории Брянского района.  смотреть

 

Внутренняя документация ОО по вопросу организации обучения на дому смотреть

 

Нормативные документы смотреть 


pdf


Приказ № 1653 от 17.08.2017 года «О базисных учебных планах образовательных организаций Брянской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, на 2017-2018 учебный год»

 

Перечень мероприятий и целевых показателей (индикаторов), реализованных за 2015 и 2016 годы  для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг смотреть

Перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг смотреть

Отзывы о качестве созданных условий доступности направляйте по почте h131080@yandex.ru или по телефону 94-16-45

Анкета

Целью данного опроса является изучение вопроса обеспечения потребности инвалидов в доступности социальной среды жизнедеятельности). перейти


 Приказ от 20 февраля.2017 г. №  56 -п "Об утверждении Положения об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях Брянского района смотреть


 Методические рекомендации

Важнейшей проблемой, с которой столкнулись школы после введение в действие ФГОСов для школьников с ОВЗ, является отсутствие навыка составления адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) и специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для детей с различными видами и выраженностью ограничений. Сейчас появился очень удобный ресурс, который может помочь в этом школьным специалистам: новый электронный Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития  создан  ... Читать дальше »

Автономная некоммерческая организация «Научно–методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» (далее – АНО «НМЦ «СУВАГ») на протяжении многих лет успешно занимается на территории Российской Федерации решением актуальных вопросов образования детей, социальной адаптацией и интеграцией лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.http://suvagcentr.ru/?


Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья

  Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.

 

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

 

- международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);

- федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);

правительственные (постановления, распоряжения);

- ведомственные (Министерства образования);

- региональные (правительственные и ведомственные).

 

Международные документы

 

  Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

  Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

  Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

 

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

 

· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

· создание условий для освоения социальных навыков;

· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

  Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

 

Федеральные документы

 

  Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.

  Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

  В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

  Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

Основные положения и понятия, закрепленные новым законом

«Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:

 

  Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

  Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

  Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

  Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

  Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

  При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

  Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

  Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.

  Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:

«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».

  В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»(утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

  Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда,

позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов

 

  Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на разрешение этой проблемы.

В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.

Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

- законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

- обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

- нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

- внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;

- пересмотр критериев установления инвалидности для детей;

- реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;

- внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.

 

  Нормативно-правовая база инклюзивного образования

 

  Приложение к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  Приложение к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  Приложение к письму Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;

  Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 13 ноября 2015 г. № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций по выявлению и распространению наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья»;

  Приложение к письму Минобрнауки России от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей»;

  Приложение к письму Минобрнауки России от 26 мая 2014 г. № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов»;

  Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 14 января 2016 г. № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»;

  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся;

  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся;

  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся;

  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся;

  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.pdf;

  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  Письмо Минобрнауки России от 15 декабря 2015 г. № МОН-П-5178 «О показателях динамики обеспечения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» (Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 28 сентября 2015 года № 8, раздел II, п. 4);

  Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 7 декабря 2015 г. № 07-4178 «О проведении урока Доброты»;

  Приложение к приказу Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»;

  Приложение к письму Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

  Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с   ограниченными возможностями на 2016–2020 гг.


 

  Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Брянской области «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Озёрный» начал свою деятельность в августе 1999 года.

  Учредителем является Управление социальной защиты населения Брянской области.

Со дня основания Центра его возглавляет Лагутенкова Татьяна Петровна. За этот период прошли реабилитацию и оздоровление более 7,5 тысяч детей.

  Располагается в природоохранной зоне, на территории 12 га, в сосновом бору, на берегу озера. Территория ограждена, благоустроена, озеленена, освещена в ночное время, оборудованы пешеходные дорожки с твердым покрытием, места для отдыха.

Целебный сосновый воздух, благоприятный климат формируют условия оздоровления детей и подростков и являются неотъемлемой частью реабилитации.

На базе действует:

Оздоровительный лагерь

Реабилитационный центр

Питание

   Столовая располагается в одном зале на 120 человек. В центре разработано прекрасно сбалансированное высококалорийное 6-разовое питание для детей по 10 дневному меню. При этом каждому пациенту может быть подобран тот диетический стол, который ему необходим.

   Диетическое питание в центре организовано по показаниям:

стол №5 –заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, желчевыводящих путей;

стол № 9 – сахарный диабет 1 и 2 типа;

стол № 15 – общий стол.

Витаминизация (соки, фрукты, витамины). 

Размещение

Проживание осуществляется в двух благоустроенных корпусах для детей и подростков, в четырёхместных номерах с удобствами на блок. В номере кровати, тумбочки, шкаф, стол и стулья. Также есть благоустроенные одноэтажные коттеджи «Мать и дитя». Коттедж на 4 комнаты с гостиной и удобствами на блок.

Санаторно-оздоровительный лагерь


 

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

 

 

архив новостей: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

Дата последнего обновления страницы 16.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения